Генезис прав человека

28/01/2015 11:11

Права человека — сложное, многомерное явление. В разные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала религиозно-этическое, философское звучание.

Человечество во имя утверждения прав и свобод человека прошло тернистый путь, шаг за шагом ограничивая всевластие государства, распространяя принцип равноправия на все больший круг лиц и отношений между ними. Часто именно борьба за права человека, за новые ступени свободы становилась катализатором широкомасштабных изменений в общественно-политической жизни той или иной страны, вела к новому осмыслению роли человека в его отношениях с обществом и государством.

Историческая ретроспектива

Явление, которое со временем стали называть правами человека, берет свое начало с древнейших времен человеческой истории.

Идеи о ценности и неприкосновенности жизни, о равенстве людей перед высшими силами содержались еще в древних мифах и верованиях. В античные времена подобные взгляды приобрели широкое распространение в Древней Греции. Они стали закономерным следствием полисной формы демократии и были связаны преимущественно с понятием гражданства, которое предусматривало равенство всех членов полиса в пользовании правами и свободами, прежде всего политическими. В работах древнегреческих мыслителей-софистов VI—Vee. до н.э. были заложены и основы концепции естественного права, развитые философами и юристами Древнего Рима. Аналогичные идеи возникали и на Востоке. В частности, китайский мыслитель Мо-Цзи (Ve. до н.э.) отстаивал мысль о том, что все люди равны перед небом, а государство является результатом их соглашения. Ряд гуманистических принципов дало миру христианство, которое соединило представления о правах человека с религиозно-моральными ценностями. Общими усилиями многих поколений накапливался интеллектуальный материал, создавалась нравственно- философская основа для утверждения в будущемвсепобеждающей идеи прав человека.

Но на законодательном уровне эта идея начала реализовываться много позже. Принятая в 1215 г. в Англии Великая хартия вольностей традиционно считается первым правовым документом, в котором заложены основы концепции прав человека, созданы предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Хартия, в частности, закрепляла такие важные принципы, как соразмерность действия и наказания за него, неуклонное соблюдение должностными лицами закона, признание виновным лишь по решению суда, право свободного въезда и выезда из страны и др. Со временем Петиция о праве (Petition of right) (Англия, 1628) конкретизировала положения о невозможности заключения в тюрьму свободного гражданина без законных на то оснований, провозгласила недопустимость существования тайных судов и внесудебных репрессий.

Дальнейшим шагом на пути к закреплению прав и свобод человека стало принятие в этой же стране в 1679 г. так называемого Habeas Corpus Act (Хабеас Корпус Акт). Этим актом устанавливались процедурные гарантии неприкосновенности личности, вводился институт поручительства и залога, а также устанавливались ограничения сроков содержания под стражей.

В 1689 г. в Англии был принят Билль о правах, который стал юридической основой конституционной парламентской монархии.

Он гарантировал право подданных обращаться с петицией к королю, ограничивал размер судебных взысканий и штрафов, провозглашал свободу выборов в парламент, свободу слова и мнений в его стенах.

Параллельно с этим под влиянием Просвещения все большую силу набирают идеи свободы, естественных прав человека, общественного договора, разделения власти. Неоценимым правовым документом, который развил и конкретизировал эти положения, стала Декларация независимости США 1776 г. С опорой на естественно-правовую доктрину прав человека в Декларации провозглашено, что ”все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к которым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью”. В этом документе и в Конституции Г TIT A 1787 г. были заложены не только фундамент американского конституционализма, но и основы либеральной концепции прав человека.

Вместе с тем поворотным пунктом в истории человечества в его борьбе за утверждение прав человека, без сомнения, стала Великая французская революция, которая создала, без преувеличения, документ исторической значимости —Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Декларация впервые на законодательном уровне закрепила принцип формального равенства всех граждан перед законом, заложила основы универсальной концепции прав человека. Были провозглашены свобода совести, свобода слова, презумпция невиновности, неприкосновенность личности и ее имущества, а также устанавливались обязанность государства обеспечивать и гарантировать права и свободы человека и право граждан на сопротивление угнетению. При этом свобода понималась как возможность делать все, что не вредит другому.

Впервые в мировой практике в Декларации был закреплен обще разрешительный принцип регулирования правовых отношений: “Разрешено все, что прямо не запрещено законом”.

На протяжении XVIII—XIX вв. с развитием в мире принципов конституционализма и парламентаризма идея прав человека все больше воплощалась в нормотворческую практику государств.

В начале XX в., особенно после Первой мировой войны и создания Лиги наций и Международной организации труда,права человека начали входить в предмет международно-правового регулирования.

Дальнейшее формирование стандартов в области прав человека активизировалось после Второй мировой войны. Именно тогда вопрос защиты прав человека вышел за узко национальные рамки и стал объектом регулирования международного права.

В 1948 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека — первый документ универсального характера, который на международном уровне провозгласил основные гражданские, политические, социально-экономические и культурные права и тем самым установил стандарты и идеалы, которым и сегодня стремятся следовать все страны мира.

Приведенные положения дают общее представление о развитии концепции прав человека в разных странах в разные исторические эпохи. При всей общности их черт утверждение этих прав в каждой стране происходило своими, отличными от других путями, с учетом национальных правовых, культурных традиций.

Можно сказать, что современные общепризнанные стандарты в области прав человека отражают многовековой опыт всех народов мира, являются общим достоянием всего человечества.

Генезис прав и свобод человека на землях Украины

Говоря о генезисе прав и свобод человека на землях Украины, их объеме, уровне обеспеченности и защищенности со стороны государства, следует хотя бы бегло обратиться в отечественному прошлому, из глубин которого возникли наше прекрасное государство и его могучий свободолюбивый народ. Такой исторически- правовой экскурс свидетельствует, что украинский народ сделал свой достойный вклад в становление прогрессивных представлений о правах человека, создал ряд ярких образцов утонченной правовой мысли и нормотворчества, которые и по сей день поражают исследователей. Объективные факты решительно опровергают неправдивые мифы, которые кое-где насаждаются, что украинцы не способны к демократизму, не имеют собственного лица в создании государства, отличаются провинциализмом и склонностью к авторитарной власти.

Достаточно напомнить, что именно на украинской земле был создан блестящий образец античной демократии — присяга гражданина Херсонеса, а со временем в союзе восточнославянских племен возник оригинальный, довольно эффективный для тех времен общественно-политический порядок с элементами демократии, первыми ростками народовластия и самоуправления.

Вспомним и могущественную Киевскую Русь (IX—XII вв.), достаточно признанное в то время в мире государство, которое имело развитые и многогранные международные отношения, высокий уровень общественного, экономического и политического развития и с которым считали за честь породниться монархи Византии, Польши, Франции, Швеции, Венгрии. Отметим, что вследствие совпадения ряда исторических обстоятельств Русь не знала нечеловеческого в своем отношении к личной свободе рабовладельческого строя, хотя отдельные его черты в виде холопства и имели место. Древнееобычное право — Закон русский создавало определенные правовые гарантии, закрепляло постепенный отказ от варварских принципов кровавой мести и талиона, ограничивало произвол и регулировало повседневный быт населения Киевской Руси. Признаком реального демократизма были “ряды” —договоры, которые заключали жители со своими князьями. А договоры с Византией X в. засвидетельствовали и заметную веротерпимость наших предков.

Правовую основу Киевской Руси составляла “Русская правда” (1036—1037 гг.) — первый писаный кодификационный акт русского феодального права, авторство которого связывают с именами Ярослава Мудрого и его потомков. “Русская правда” во многих аспектах выгодно отличалась своим относительным гуманизмом и юридической техникой от аналогичных европейских “варварских правд”. Этот кодекс регулировал широкий спектр общественных отношений, в нем содержались нормы, непосредственно касавшиеся личности, ее прав и свобод. В частности, широко регулировались отношения собственности и наследственные отношения. Некоторые нормы закрепляли отсутствие смертной казни, мученических наказаний или истязаний при допросах, ограничение, а со временем и запрет кровной мести, разные правовые механизмы защиты жизни, чести и достоинства личности.

Нормы и принципы “Русской правды” сохранили свое значение и в период феодальной раздробленности, в том числе на землях могущественного Галицко-Волынского государства (1199— 1340 гг.). Однако вследствие ордынского нашествия и экспансии ряда соседних государств на украинских землях настали трудные времена.

Вся дальнейшая многовековая история нашего народа служит ярким примером самоотверженной борьбы украинской нации за самоопределение, создание собственного независимого государства.

В истории человечества, наверное, не найти аналогов украинской государственности, которая периодически раздиралась на куски могущественными соседями и каждый раз возрождалась и восставала из пепла. Нет, наверное, и такого народа, который бы прошел такой трудный и страшный путь издевательств, унижений, ассимиляции, физического уничтожения и который, вопреки всему, сохранил свою высокую духовность, свободолюбие, независимость, национальную самобытность, язык, культуру, психологию.

Начиная с XIV в. большая часть украинских земель находилась в составе Великого княжества Литовского. В этом многонациональном государстве, как свидетельствует история, литовские князья постепенно подчинились славянскому культурному влиянию, усвоили древнерусскую письменность и даже приняли “Русскую правду” как собственный источник права. И впоследствии акты великокняжеской власти тоже опирались на древние русские правовые источники. В этот период основная часть населения — крестьянство попала под власть землевладельцев, а в расслоенном на отдельные сословия обществе на первый план вышла борьба за сословные права, вольности и привилегии.

В результате Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.), особенно последний из них, которые многие современники признавали самой совершенной книгой законов в Европе, закрепили ряд принципиально новых подходов к статусу личности.

Устанавливались единое законодательство для всех подданных государства и их равенство перед законом, хотя эти положения в значительной мере были лишь декларацией. Провозглашалась ограниченная веротерпимость (только для христианских религий). Запрещалось превращать свободного человека в невольника и выдавать женщину замуж против ее воли. Провозглашались недопустимость ареста без законных оснований и наказания без суда, право на адвокатскую помощь. Значительно раньше, чем в других странах, были закреплены выборность судей и отделение суда от администрации. Поскольку русское правобыло одним из основных источников статутов, последние никогда не рассматривались украинским населением как проявление иностранной правовой культуры, а лишь как собственное “старое право”. Этот акт, который стал переходным документом от Средневековья к Новому времени, своеобразным манифестом правового государства в феодальном понимании, действовал в Украине вплоть до 1840—1842 гг.

Параллельно с Литовскими статутами в украинских городах все большее значение приобретало магдебургское право,которое стало основой их самоуправления и судебного иммунитета, своеобразным гарантом против феодального произвола.

Часть украинских земель с XIVв. находилась под властью Польши.

После Люблинской унии 1569 г. поляки доминировали и в новообразовавшейся Речи Посполитой. Польские магнаты и шляхта поставили перед собой цель осуществить колонизацию украинских земель и окатоличить их население, что привело к ряду крестьянских и народных восстаний, направленных в защиту православной веры и на возрождение украинской государственности.

С течением времени оплотом освободительного движения стала Запорожская Сечь  “казацкая христианская респуб-лика”, где царствовали идеалы свободы, равенства и уважения достоинства человека.

В постоянной борьбе с королевской властью и магнатами польская шляхта выступала под лозунгом верховенства права, осуществления законодательной власти лишь сеймом при условии единогласного принятия решений, незыблемости шляхетских прав и достоинств. Отметим, что из Польши на украинские земли пришли и идеи шляхетской демократии, краеугольным камнем которой стали шляхетская вольность и равенство.

Следующий казацко-гетманский период — одна из самых драматичных и интереснейших страниц истории Украины. Усилиями БогданаХмельницкого и его боевых товарищей было уничтожено польско-шляхетское господство на значительной части территории Украины и создано казацкое государство, которое получило международное признание и с существованием которого считались ведущие европейские страны. Решение Переяславской Рады 8 (18) января 1654 г., Мартовские статьи и другие акты, которые закрепили украинско-московский альянс, хотя и предусматривали протекторат московского царя, оставляли Украину отдельным государственным организмом с собственными политическим и правовым устройством, администрацией, судами, войском, финансами. То есть прежде всего это былофактическоеутверждение украинской государственности, где общественно- политический порядок и взаимоотношения между казацкой верхушкой и казацкой массой строились на самых демократических основах тогдашней Европы. Усилиями казаков были созданы условия для восстановления попранных национальных, религиозных и экономических прав. Было упразднено крепостное право, но в скором времени, как известно, украинские крестьяне снова попали в кабалу.

Вершиной казацкого нормотворчества в какой-то мере считается Конституция Пилипа Орлика 1710 г.В разных историко-правовых источниках этот документ называют по-разному (Бендерская конституция, “Конституция прав и свобод Войска Запорожского”, договор между запорожцами и гетманом Малороссии). Сама природа и содержание этого документа не вызывают сомнений в том, что он отражает требования казачества, которые предъявлялись ко всем гетманам со времен гетмана Выговского (1657— 1659 гг.) и всем московским царям со времени царя Алексея Михайловича (1645—1676 гг.). Эти требования касаются главным образом ограничения компетенции гетмана, организации власти по принципу разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, выборности членов правительства, утверждения прав и свобод граждан. В частности, этим актом ограничивались налоговые поборы, устанавливалось незыблемое правило защиты женщин — вдов казаков, их жен, детей-сирот, на гетмана возлагалась обязанность обеспечивать соблюдение незыблемых гражданских вольностей. Хотя Конституция Пилипа Орлика за пределами эмигрантского окружения гетмана реальной силы так и не обрела, она осталась в истории как оригинальная правовая памятка, интересная попытка закрепить новую, относительно демократическую модель государственного строя Украины в случае прихода ≪гетмана-эмигранта≫ к власти.

После вхождения Украины в состав Московии, а потом Российской империи многие украинские мыслители обращались к политико-правовым идеям гуманитарного содержания. В частности, украинская политико-правовая платформа нашла развитие в работах Михаила Драгоманова. В последней четверти XIX в.

Драгоманов разработал конституцию общества, которая основывалась на идее ассоциации гармоничных личностей. В конституционном проекте Драгоманова “Вшъна спика” (“Вольный союз”) важнейшей была задача перестройки Российского государства на основах политической свободы. Под политической свободой понимались права человека и гражданина и самоуправление — как местное, так и общегосударственное. Политическими свободами были признаны“неприкосновенность тела для позорного наказания и смертной казни”, неприкосновенность личности и жилья без судебного постановления, свобода выбора места жительства, свобода совести, слова, собрания, печати, обществ и союзов и т.п. Проект конституции Драгоманова предусматривал право судебного иска против должностного лица или государственного учреждения за незаконное нарушение интересов личности, право на сопротивление незаконным действиям чиновников, полное равенство всех в гражданских правах и обязанностях.

Дальнейшее развитие гуманистические политико-правовые концепции Драгоманова получили в работах Михаила Грушевского, в частности в его конституционном проекте 1905 г. Этим проектом предполагались право украинцев на украинское гражданство, равноправие женщин и мужчин, обеспечение личной сво- боды человека, отделение церкви от государства и т.п. Украинский язык признавался официальным и все языки, используемые в Украине, провозглашались свободными.

Отметим, что с середины XIX в. Украина, разделенная между Россией и Австро-Венгрией, вступила в полосу буржуазно-демократических реформ, ярчайшей чертой которых стала отмена крепостничества. Этот процесс сопровождался усилением общественного внимания к проблеме прав человека. Полное признание и поддержку в Украине нашли также прогрессивные идеи знаменитой российской судебной реформы 1864 г., демократические изменения, происшедшие в результате первой российской революции 1905—1907 гг. Аналогично воспринимались и положительные сдвиги в политико-правовой жизни Австро-Венгрии.

За подобные изменения активно боролись лучшие представители украинской общественности по обе стороны границы.

Период освободительных движений 1917—1920 гг. характеризовался поиском наиболее оптимальных форм государственно- правового развития Украины. Вопрос предоставления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина вышел за пределы политико-правовых требований и стал превращаться в реальное дело. Тем не менее в праве чуть ли не каждого режима, который властвовал тогда в Украине, демократические ценности соперничали со склонностью к авторитаризму, гуманистические идеалы — с узакониванием репрессий против политических противников.

Своеобразным живым символом украинской национальной и государственной идеи в начале этого периода был Михаил Грушевский, жизнь и политическая деятельность которого заслуживают особого внимания. Трагедия этой исторической личности, как свидетельствуют современники, в том, что он был великим ученым, а судьба заставила его заниматься большой политикой. Под непосредственным руководством М. Грушевского с конца 1917 и до 28 апреля 1918 г. на заседаниях Малой рады, которая имела полномочия законодательного органа, были приняты 30 законов, которые должны были заложить правовой фундамент Украинского государства. Он научно обосновал принципы государственной жизни в Украине, а реализовать их по разным объективным и субъективным причинам не смог. Но именно благодаря усилиям М. Грушевского Украина организовала в то время национально-государственную жизнь и вышла на международную арену.

Ill Универсалом Украинской Центральной Рады 20 ноября 1917 г.

была провозглашена Украинская Народная Республика на правах автономии в составе Российской Республики, а IV Универсалом Центральной Рады 22 января 1918 г. Украинская Народная Республика провозглашалась самостоятельным и независимым государством.

29 апреля 1918 г. была принята Конституция Украинской Народной Республики (утверждена сессией Центральной Рады, но не вступила в силу).

Однако в тот же день гетманский переворот Павла Скоропадского смел Центральную Раду. В дальнейшем был принят ряд конституционных актов Гетманата, Директории и ЗУНР, которые закрепляли довольно широкий спектр политических и личных прав и свобод граждан Украины. Осуществлялись и реальные демократические преобразования, эффективность которых заметно снижалась вследствие острой, нередко кровавой борьбы за власть.

В советское время

За время советской власти в Украине были приняты четыре конституции(1919, 1929, 1937, 1978 гг.). Эти акты закрепили положительные последствия социальной революции и формальные атрибуты украинской советской государственности. Что касается прав человека, то их концептуальной основой долгое время оставались положенияДекларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой в январе 1918 г. III Всероссийским съездом советов.Особенно подчеркивалась необходимость решения социально-экономических вопросов как обязательной предпосылки создания светлого будущего для трудящихся. Все конституции закрепляли разный правовой статус личности, объем ее прав и свобод. Это дает возможность проследить динамику становления и развития прав и свобод человека с точки зрения правового статуса личности. Уже в конституциях УССР 1919 и 1929гг. был закреплен несколько более широкий, чем в предшествующих конституционных актах, перечень прав человека и гражданина.

А Конституция УССР 1937 г. закрепила широкую гамму прав и свобод, ведущее место среди которых занимали: — экономические права (право на личную собственность и право наследования личной собственности, право на труд, право на отдых); — социальные права (право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности); — культурные права (право на образование); — политические права (свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода совести, право на объединение в общественные организации);— личные права (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки); — избирательные права (закреплялись отдельным разделом).

В Украине происходили объективные общественно-политические изменения в направлении демократизации, что обусловливалось принятием ею международно-правовых обязательств и членством в международных организациях. Во время Второй мировой войны за свой весомый вклад в разгром фашизма наша страна получила широкое признание и приобрела авторитет на международной арене, стала в 1945 г. одним из основателей Организации Объединенных Наций, неоднократно избиралась членом главных органов ООН, ее комитетов и комиссий. С тех пор она выступает как субъект международного права и международных отношений.

Что касается международной право субъектности бывшей УССР и ее участия в международных отношениях, то речь идет прежде всего о ее усилиях, направленных на обеспечение прав и свобод человека. В частности, на Первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Украина вместе с 17 странами была избрана членом Экономического и социального совета ООН, в 1947 г. стала членом Экономической комиссии для Европы, в 1948—1949 гг. и в 1984—1985 гг. избиралась временным членом Совета безопасности ООН. Немало предложений УССР на международных форумах были одобрительно восприняты и реализованы. Именно по инициативе украинской делегации в 1948 г. на конференции в Сан-Франциско комитет, который возглавлял глава делегации УкраиныД. Мануильский, сформулировал преамбулу, цели и принципы Устава ООН. По его предложению в Устав ООН был включен ряд важных положений об общем уважении прав и основных свобод человека.

Украина активно участвовала в подготовке и принятии международно-правовых документов в области прав и свобод человека.

Так, конкретные предложения украинской стороны были учтены и нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о предотвращении преступлений апартеида и наказании за него и др. К этому приложили много усилий всемирно известные наши соотечественники — юристы В. Корецкий(академик АН УССР, основатель и в течение многих лет директор Института государства и права АН УССР, основоположник украинской школы международного права, член Международного суда ООН, представитель СССР в Комиссии ООН по правам человека в 1947— 1949 гг.) и Я.Недбайло (профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Киевского университета им. Т.Г. Шевченко, который в 1958—1968 гг. был постоянным представителем УССР в Комиссии ООН по правам человека и которому в 1968 г. была присуждена премия ООН за выдающийся личный вклад в дело защиты прав и свобод человека).

Таким образом, в международно-правовой практике принято немало прогрессивных норм и предприняты международно-правовые инициативы, которые послужили “положительной” аттестацией Украины после провозглашения ею независимости.

На фоне всех предшествующих советских конституций Конституция УССР 20 апреля 1978 г. выгодно выделяется как структурой, так и объемом закрепленных прав и свобод. В ней статусу личности были посвящены две главы, отдельной главой регулировались основные принципы гражданства, определялся статус иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, устанавливалось равенство прав граждан перед законом, равенство прав мужчин и женщин.

Основным правам, свободам и обязанностям граждан также была посвящена целая глава, в которой провозглашалась полнота прав граждан во всех основных сферах, в частности в ст. 37 отмечалось, что граждане УССР обладают всей полнотой социально- экономических, политических и личных прав и свобод, которые гарантировались Конституцией СССР, Конституцией УССР и законами. Провозглашалась возможность расширения прав и свобод граждан по мере реализации программы развития общества. В то же время не полностью были учтены стандарты прав человека, закрепленные в международно-правовых актах, участницей которых была УССР.

В системе прав и свобод приоритет отдавался социально-экономическим и культурным правам. Практически эта категория прав наиболее реально воплощалась в жизнь. Это прежде всего права 16 на труд, отдых, здравоохранение, жилье, право пользоваться государственной собственностью, право личной собственности, которое носило несколько ограниченный характер. Среди культурных прав провозглашались право на образование, которое обеспечивалось бесплатностью всех видов образования и общеобязательным средним образованием, право на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества.

Политическим, гражданским и личным правам и свободам, как и в предшествующих советских конституциях, отводилась второстепенная роль. К этой категории прав и свобод относились: право принимать участие в управлении государственными и общественными делами; право вносить предложения в государственные органы и общественные организации, подвергать критике недостатки в их работе; свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций. Эти положения большей частью были декларативными и не имели соответствующих механизмов своей реализации. К личным правам относились неприкосновенность личности и жилья, охрана государством личной жизни граждан, тайны переписки и т.п. Новеллой среди личных прав было закрепление права граждан обжаловать действия должностных лиц государственных и общественных органов. Жалобы должны были рассматриваться в порядке и сроки, установленные законом. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, могли быть обжалованы в суде.

Конституция УССР 1978 г. вместе с закреплением прав и свобод предусматривала также закрепление широкого кругаобязанностей, что было нетрадиционным в то время для конституций большинства стран мира.

Совершенно ясно, что проблема реальности, защищенности и обеспеченности прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с конкретными историческими особенностями развития конкретного государства, формой организации государственной власти и социально-экономическим строем, который царит в ней, развитием политических институтов, политическим сознанием и активностью народных масс и другими условиями, существующими в каждом обществе. Вместе с тем важнейшим условием существования любого государства и любого общества являются независимость и суверенность государства, готовность и жизненная потребность общества их защищать и отстаивать.

Становление прав человека в Независимой Украине

Провозглашение 24 августа 1991 г. независимости Украины открыло новую страницу истории нашего государства и его народа, позволило расширить права и свободы граждан, наполнить их новым содержанием и значением. В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и в обращении Верховной Рады Украины “К парламентам и народам мира” 5 декабря 1991 г. подчеркивалось, что в семью цивилизованных стран желает войти новое, демократическое, правовое государство, которое ставит своей целью, в частности, реально обеспечить права, свободы человека и гражданина и обязуется строго придерживаться общепризнанных принципов и норм международного права и международных стандартов в области прав и свобод человека. Общественно-политические события в 1985— 1990 гг. и особенно события августа 1991 г. глубоко всколыхнули украинскую общественность и создали благоприятные условия для демократических преобразований.

Первые же законодательные акты только что образованного независимого государства не оставляли никаких сомнений относительно правового закрепления начерченных целей. Достаточно обратиться к законам Украины “О собственности”, “О предпринимательстве”, “О свободе совести и религиозных организациях”, “О гражданстве Украины”, “О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении”, “О всеукраинском и местных референдумах”и другим, чтобы убедиться в том, что приоритетным направлением деятельности государства являются защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание действующего механизма их реализации.

Принятие 9 ноября 1995 г. Украины в члены Совета Европы существенно повлияло на дальнейшее развитие прав и свобод человека и гражданина. Украина присоединилась к большому количеству многосторонних европейских конвенций в области прав и свобод человека и взяла на себя конкретные обязательства относительно имплементации их норм в национальное законодательство.

Кроме того, членство в Совете Европы стимулировало процесс подготовки и принятия Конституции — Основного Закона нового демократического государства.

Конституция Украины 1996 г. является в определенной мере образцом современного конституционализма в вопросах прав и свобод человека и гражданина. Она определила качественно новый, современный статус человека и гражданина в Украине, осуществив фактически “гуманитарную революцию”.

18 Человек, его жизнь, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны в Конституции (ст. 3)наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства.

Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Исходя из этой концепции, в действующей Конституции Украины правам, свободам и обязанностям человека и гражданина посвящен специальный раздел II. Этот раздел является одним из важнейших в Конституции и содержит около трети ее статей.

Конституция Украины имплементировала все основные положения международно-правовых актов о правах человека и прежде всего Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые являются одним из наиболее значительных достижений человечества XX в. в гуманитарной сфере, настоящим “человеческим измерением”, мерой человеческого достоинства.

Конституция Украины впервые вместо фрагментарного набора прав и свобод определила систему прав и свобод во всех основных сферах, предусмотрев, в частности, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина.

Новый Основной Закон Украины значительно расширил круг конституционных прав и свобод, предусмотрев ряд новых прав и свобод, и существенным образом обогатил их по смыслу. В нем впервые предусмотрены такие важные права и свободы, как право на жизнь (ст. 27), на информацию (ст. 34),право частной собственности (ст. 41), на предпринимательскую деятельность (ст. 42), на забастовку (ст. 44),на достаточный жизненный уровень (ст. 48), на свободу передвижения, на свободный выбор места жительства, право свободно оставлять территорию Украины и возвращаться в Украину {ст. 33) и т.п.

Как показало время, прошедшее после принятия Конституции Украины, прежде всего права и гражданские и политические свободы обретают реальное наполнение. Так, благодаря их реализации упразднена смертная казнь, образовались более 90 политических партий, формируется гражданское общество.

Конституция всесторонне гарантирует права и свободы, предусматривает механизм их обеспечения и защиты. Об этом свидетельствует прежде всего система конституционных нормативно-правовых гарантий прав и свобод, в частности, юридической ответственности за нарушение прав и свобод, неотъемлемости и незыблемости прав и свобод, их неисчерпаемости, недопустимости отмены, сужения содержания и объема существующих прав и свобод.

Одним из наибольших достижений в гарантировании прав и свобод является предусмотренная Конституцией система организационно- правовых гарантий, из которых особо важная роль отведена Президенту Украины, Верховной Раде Украины, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, судам, прокуратуре и Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.

Наряду с национальными гарантиями Конституция предусмотрела возможность использования и международно-правовых гарантий.

Согласно ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право после исчерпания всех национальных средств правовой защиты обратиться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участницей которых является Украина.

Дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека являются также международные механизмы защиты прав человека, к которым присоединилась Украина. Важным шагом в этом направлении стала ратификация 17 июля 1997 г. Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Отныне граждане Украины получили возможность обращаться за защитой своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека. Кроме того, присоединившись в 1990 г. к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Украина также признала и компетенцию Комитета ООН по правам человека относительно рассмотрения индивидуальных жалоб граждан Украины на нарушение их прав и свобод, гарантированных этим пактом.

Конституция Украины юридически ликвидировала все нормативные препятствия на пути к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, провозгласив, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия и что обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.

Конституция Украины в отличие от конституции ряда других стран закрепила обязанности человека и гражданина, но лишь те из них, которые имеют принципиальное значение для обеспечения прав и свобод: обязанность неуклонно соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68);обязанность защищать Отчизну, независимость и территориальную целостность Украины (ст. 65),обязанность платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и др.

Особенностью Конституции Украины является то, что ею предусмотрены создание и закрепление действенного механизма защиты прав и свобод человека. Это касается прежде всего организации и осуществления государственной власти на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6). Именно на судебную власть возлагается функция защиты конституционных прав и свобод. По действующей Конституции карательная функция суда уступает место функции правозащитной, право регулирующей. Согласно Переходным положениям Конституции Украины и Закону Украины “О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод человека” от 17 июля 1997 г.

решения о выдаче санкции на арест, содержание под стражей и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также относительно проведения осмотра и обыска жилья или другой собственности лица с 28 июня 2001 г. будут приниматься исключительно судами Украины.

Важным звеном в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина выступает Конституционный Суд Украины,который осуществляет судебный конституционный контроль и защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства права и прямого действия Конституции на всей территории Украины.

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд Украины оказывает большое влияние на деятельность органов государственной власти в сфере соблюдения и защиты прав человека и гражданина, прежде всего в сфере нормотворчества (законодательства), принимая решения о несоответствии тех или иных правовых актов или их отдельных положений Конституции, давая толкование конституционных норм при рассмотрении конкретных дел и осуществляя официальное толкование Конституции и законов Украины, которое становится обязательным для всех субъектов права.

Введение специального института Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека является новацией в государственно- правовой системе защиты прав и свобод человека в нашей стране. В Конституции Украины закреплено право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному (ст. 55) и определено, что через него осуществляется парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101). Статус, функции и компетенция Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека закреплены в конституционном Законе Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека”, принятом Верховной Радой Украины 23 декабря 1997 г. При разработке этого закона был учтен положительный опыт института омбудсмена (Уполномоченного по правам человека) европейских стран.

Отныне этот институт представляет собой универсальный инструмент выявления и содействия устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина в Украине. Осознать природу, функции и мандат нового для Украины демократического института внесудебной защиты прав и свобод человека невозможно без анализа подобных правозащитных институций в демократических странах мира.