Почему важно создать институт Информационного комиссара?

13/01/2017 11:55

Создание института отдельного Информационного комиссара по вопросам соблюдения права на информацию (в том числе относительно обнародования общественно необходимой информации) и защиты персональных данных является общепризнанной и эффективной европейской практикой.

Соответствующий орган должен быть независимым от других ветвей власти, а также должен иметь набор минимальных полномочий, в том числе право выдавать обязательные предписания для предотвращения или устранения нарушений права на доступ, доступ к информации, в том числе с ограниченным доступом и прочее.

Необходимость создания такого института отмечается в отчете эксперта Совета Европы Наташи Пирч Мусар, в котором, в частности, указывается, что «первой и важнейшей рекомендацией для Украины является создание независимого (специального) института Информационного комиссара или комиссии, который должен быть единственным органом второй инстанции по рассмотрению обращений/жалоб о нарушении права на доступ к информации».

О целесообразности создания института Информационного комиссара говорилось, в частности, и во время международной конференции «Отмечание 250-й годовщины права на информацию и дальнейшее укрепление всех национальных систем стран Восточного партнерства», которая состоялась в Киеве 21-22 сентября 2016 года. Так, во время своего выступления Валерия Лутковская сообщила присутствующим о намерении обратиться к парламентариям, общественным активистам и экспертам с рекомендацией создать должность Информационного комиссара в Украине, не снимая при этом функции парламентского контроля за правом на доступ к информации с Офиса Уполномоченного по правам человека.

«У нас есть ряд проблемных вопросов в этой связи. Во-первых, рекомендации Уполномоченного по правам человека, как и в большинстве стран-членов Совета Европы, не являются обязательными для исполнения, а это в свою очередь, снижает эффективность защиты права на информацию. Во-вторых, функция наказания не является присущей для национальной институции по правам человека. Кроме того, функции контроля за доступом к информации идут вразрез с так называемыми «парижскими принципами» деятельности национальной институции по правам человека», – убеждена Валерия Лутковская.

Как показывает опыт многих современных демократических государств ЕС, наиболее эффективной моделью Информационного комиссара является создание независимого учреждения, имеющего двойные полномочия: обеспечивать реализацию права на доступ к публичной информации и защиту персональных данных

Необходимость создания государственного органа контроля за соблюдением права на доступ к информации, которая будет соответствовать стандартам независимости и эффективности, предусмотрена также в Основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционной стратегии) на 2014-2017 годы.

Понимая важность права на доступ к информации в демократическом обществе и учитывая евроинтеграционный курс развития Украины, что предусматривает имплементацию международных стандартов, в частности, в сфере прав человека, представляется целесообразным создать отдельный институт Информационного комиссара.

Однако, создание института Информационного комиссара, который бы максимально соответствовал международным стандартам, требует закрепления его статуса на конституционном уровне, поскольку для эффективного осуществления контроля за указанным правом такой орган должен быть независимым от ветвей власти.

С целью обмена мнениями об этой идеи все желающие приглашаются к обсуждению на официальной странице Уполномоченного в социальной сети Facebook.