Выполняют ли санаторные школы свою основную функцию?

15/02/2016 16:24

Такой вопрос снова возник перед представителями Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Секретариата Уполномоченного и общественными мониторами, которые изучали состояние соблюдения прав воспитанников в санаторной школе-интернате I-II ступеней №20 и гимназии-интернате с санаторными классами №13 г. Киева.

Главной задачей санаторной школы-интерната является восстановление и укрепление здоровья детей в сочетании с общеобразовательной подготовкой, предоставление им квалифицированной медицинской, психологической и педагогической помощи, их самоопределение. Поэтому во время мониторинговых визитов выяснялись соблюдения права детей на квалифицированную комплексную помощь и образование в вышеупомянутых заведениях.

Мониторинговая группа выяснила, что дети учатся в школах с первого по девятый, в гимназии-интернате – до одиннадцатого класса. Школьная медико-педагогическая комиссия рекомендует детям, состояние здоровья которых улучшилось и позволяет учиться в общеобразовательных школах, переходить на дальнейшее обучение в другие заведения. Но многие родители настаивают на продолжении обучения именно в санаторной школе. Как говорят воспитанники санаторной школы №20, им нравится здесь учиться по разным причинам: близко к дому, малочисленные классы, хорошо обучают, вкусно кормят.

В школах-интернатах образовательный учебно-воспитательный процесс организован на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют многочисленные победы как воспитанников, так и самих педагогов в различных конкурсах, в частности, во время защиты работ в Малой академии наук. Работают кружки и спортивные секции.

Однако наряду с многочисленными достижениями коллективов обоих учебных заведений, мониторы обнаружили проблемы, требующие дополнительного изучения.

Так, согласно Типовому положению санаторной школы, дальнейшее лечение и реабилитация детей осуществляется с учетом выводов и рекомендаций врачей-специалистов, привлеченных к проведению углубленного медицинского осмотра. Кроме штатных специалистов, владелец (органы местного управления образования), по согласованию с органами здравоохранения, закрепляет за учебным соответствующий медицинский персонал. Как выяснилось во время визита, такого закрепления не происходит. Обязанность прохождения углубленного медицинского осмотра возложена на родителей.

Лечебно-реабилитационные мероприятия предусматривают контроль за физическим развитием детей, поддержанием достаточного уровня психической активности и работоспособности. С этой целью применяется длительная терапия общеукрепляющими препаратами. Для восстановления здоровья должна применяться специфическая медикаментозная терапия, направленная на лечение основного заболевания, однако на медикаменты из городского бюджета в 2015 году не выделялось ни одной гривны.

«Кажется, что это не санаторные школы, а элитные заведения для избранных детей», – отметила общественный монитор Светлана Белай. Такое впечатление сложилось у монитора после ознакомления с контингентом воспитанников. Так, в гимназии-интернате №13 учатся преимущественно жители района, в котором расположено учебное заведение (66,3% детей). Соответственно, только 33,7% воспитанников приезжают из других районов города. Подобная ситуация наблюдается и в санаторной школе-интернате №20. Воспитанниками интерната является 59,7% жителей района.

Поэтому это может рассматриваться как нарушение права других детей города и области, которые нуждаются в реализации права на образование в охранных условиях.

По результатам мониторингового визита будут подготовлены акты реагирования Уполномоченного по правам человека в Министерство образования и науки Украины и Департамент образования и науки Киевской городской государственной администрации.