«В нашем интернате дети как дома, детей любят и занимаются их судьбой»

27/11/2015 15:46

Такое убеждение высказала одна из воспитателей специальной школы-интерната № 1 для детей с недостатками зрения Житомирской области во время общения с главным специалистом Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Секретариата Уполномоченного Еленой Прашка и общественным монитором Андреем Сторожуком, которые побывали в школе-интернате с мониторинговым визитом.

Мониторы отметили, что, несмотря на ремонт основного здания, учебный процесс четко организован. Воспитанники опрятно одеты, приветливы, с удовольствием рассказывают о своих достижениях. А достижения есть. Так, выпускники сдают внешнее независимое тестирование с отличными результатами. Есть ученики, которые набрали в прошлом году максимальное количество баллов, вступили в высшие учебные заведения.

Эти дети особенные. Недостатки зрения они научились компенсировать. Почти все отличаются отличной памятью, организованностью и навыками учиться.

«Это было бы невозможным в обычной школе, - подчеркивает заместитель по учебно-воспитательной работе школы-интерната, - но мы делаем все возможное, чтобы наши дети стали успешными в жизни. Для этого разрабатываем специальные программы, сотрудничаем с Институтом специальной педагогики, Университетом им. Драгоманова. У нас работают высококвалифицированные дефектологи ».

В то же время, мониторы увидели и системные проблемы, которые учебное заведение не в состоянии самостоятельно решить. К таким проблемам относятся  устаревшие нормы использования технического оборудования на уроках и во внеурочной деятельности. Также есть потребность в создании ресурсных центров на базе областных специальных школ, к которым могут обращаться за консультативной помощью и необходимыми принадлежностями педагоги, которые учат детей со сложными нарушениями развития в системе инклюзивного обучения. Есть потребность в введении должности учителя-тифлопедагога для детей с нарушениями зрения для проведения коррекционно-развивающих занятий, так же как внедрена должность сурдопедагога в школах для детей с недостатками слуха.

Не менее важной проблемой является прохождение воспитанниками специальной школы слабовидящих внешнего независимого оценивания. Для таких особых детей требуется дополнительное освещение, больше времени на прочтение задач или наличие помощников-консультантов. Отсутствие всего этого, безусловно, нарушает права детей, ставит их в неравные условия.

По результатам мониторингового визита будет подготовлен акт реагирования Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Украины в Министерство образования и науки Украины.