Мониторинговые визиты в специальные школы выявили системные проблемы

14/12/2015 11:30

Это выяснили сотрудник Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Секретариата Уполномоченного Елена Прашко и общественный монитор Андрей Лень во время посещения специальных школ-интернатов для детей с недостатками физического или умственного развития в Тернопольской области.

Для детей с недостатками физического и (или) умственного развития созданы достойные условия для обучения и коррекционно-восстановительной работы. Воспитанники находятся на государственном обеспечении, обучаются по специальным программам Министерства образования и науки, получают комплекс реабилитационных и коррекционных услуг. Во всех заведениях работает неравнодушный персонал, о детях постоянно заботятся, с уважением относятся к их потребностям.

Имеются лицензии для осуществления допрофессиональной подготовки воспитанников по таким специальностям как портной, оператор машинной печати. Для этого оборудованы мастерские и компьютерные классы.

Однако есть и системные проблемы, о которых узнали мониторы. Ученики старших классов практически лишены возможности прогулок на свежем воздухе. Все их время расписано по минутам и посвящено обучению.

Второй проблемой является нехватка учебников для детей с задержкой психического развития. Педагоги и заведующие библиотеками настаивают на переиздании учебников для таких детей с 1 по 12 класс. Иногда учебники в школе есть, но не соответствуют программе (например, учебник по математике за 4й класс).

Также не решен вопрос с программами. Так, программы для детей со сложными нарушениями развития, например, при глухоте, отягощенной задержкой умственного развития, разработаны только для учеников 1-4 классов. Дальнейшее обучение рекомендуют осуществлять по программам для общеобразовательных школ или разрабатывать их самим педагогам, что не входит в их компетенцию. Для этого в Украине создан и работает Институт специальной педагогики. По словам педагогов, такие программы разрабатываются, но не утверждаются Министерством образования и науки по разным причинам.

Не менее острой проблемой является прохождение внешнего независимого тестирования. Для детей с особыми потребностями необходимо создавать дополнительные условия: давать больше времени для прочтения задач, необходимо дополнительное освещение для слабовидящих детей, сурдопереводчик для детей с недостатками слуха, или адаптировать задания для детей с такими проблемами, разработать другие требования для выполнения задач.

Стоит отметить желание администрации сотрудничать с мониторами. Так, в Тернопольской специальной школе большинство замечаний были исправлены еще во время мониторингового визита: заменены шланги в душевых, решены проблемы с освещением в спальном помещении для ребят, поставлена дополнительная емкость с водой на втором этаже. В Теребовлянском учебно-реабилитационном центре заменена старая посуда на новую, решены проблемы с душевыми шлангами в душевых и тому подобное.

По результатам мониторинговых визитов будут подготовлены акты реагирования Уполномоченного по правам человека в Министерство образования и науки Украины.